25 марта в Верхнем фойе театра в рамках проекта «RE-Конструкция» состоится первое на российской оперной сцене исполнение «экзотической оперы для бирманских марионеток» Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши» / Das Nusch-Nuschi». Автором идеи, перевода и режиссером стал художественный руководитель проекта «RE-Конструкция»* и всего театра Георгий Исаакян. «Исполнять музыку Пауля Хиндемита – задача экстраординарной сложности, и мало какой театр решается на такой художественный шаг, – рассказывает Георгий Исаакян. – Ведь Хиндемит предъявляет высочайшие требования в смысле мастерства, техники и понимания того, что есть современная музыка. Но благодаря тому, что последние годы мы в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац расширяли представления о бытовании, собственно, детского театра и исполняли и Карлхайнца Штокхаузена, и Филипа Гласса, и Владимира Мартынова, и барочную музыку, теперь Хиндемит уже не кажется таким безумием, как могло показаться несколько лет назад. Его «Нуш-Нуши» – это вроде как безделушка, но вместе с тем это очень серьезное философское высказывание. И мне кажется, что именно в рамках проекта «RE-Конструкция», проекта, открывающего новые территории музыкального театра, с ней интересно встретиться. Ведь она незнакома практически никому, даже самым узким специалистам, музыковедам и специалистам по театру кукол. Мне думается, что это открытие совершенно нового мира для нас для всех».
Музыкальным руководителем и дирижером Российской премьеры, по приглашению Георгия Исаакяна, стал Артем Макаров: «Сама по себе опера «Нуш-Нуши» необычна – это сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр, по мнению самого Хиндемита. То там, то там мы слышим чуть-чуть Вагнера, Штрауса, Малера. Хиндемит немного иронизирует над композиторами, хотя, безусловно, он вырос на их музыке, она оказала на него огромное влияние. «Нуш-Нуши» – это сказка для взрослых».
Опера «Нуш-Нуши» была создана Паулем Хиндемитом, одним из величайших композиторов ХХ века, представителем немецкого экспрессионизма, в 1920-м году. Вот что о ней пишет музыковед Алла Кенигсберг: «В 1920-м году Хиндемит сочинил комическую оперу «для бирманских марионеток» «Нуш-Нуши», пародирующую восточные сюжеты и оперные банальности. Опера названа именем выползающего из реки фантастического существа, помеси крысы и крокодила… Дивертисментный материал составляет большую часть музыки оперы. Эта красивая, изящная стилизация «общих мест» музыкальной экзотики создает искусственный выдуманный «бирманский колорит», имеющий пародийный смысл».
* «RE-Конструкция» – это специальный проект сезона 2021-2022, в течение которого Большой зал и сцена Детского музыкального театра имени Наталии Сац закрыты на капитальный ремонт. В рамках этого проекта в различных пространствах театра звучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения. «Период реконструкции театра – это период вызовов и трудностей, – говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. – Но одновременно это период новых возможностей и открытий. Проект «RЕ-Конструкция» – это один из наших ответов на те вызовы, которые стоят сегодня перед Детским музыкальным театром; и одновременно это окно возможностей, открытие новых музыкальных, художественных пространств, новых территорий для встреч с нашим зрителям и слушателями».