Гастроли в Дагестане (г.Махачкала)

В Махачкале с успехом прошли гастроли оперной труппы Театра имени Наталии Сац. Дагестанская публика рукоплескала опере «Маугли» Ширвани Чалаева: «Не только дети, но и взрослые завороженно слушали, увлеченные борьбой главного героя — Маугли, в конце концов побеждающего своих врагов. Все актеры — участники спектакля покорили необычайной пластической выразительностью, прекрасно звучащими голосами».

26 и 27 сентября в Большом зале Русского драматического театра Махачкалы (Дагестан) при содействии Министерства культуры РФ и Министерства культуры республики Дагестан прошли гастроли Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац. Махачкалинская публика увидела оперу «Маугли» крупнейшего академического композитора Дагестана, автора гимна республики Ширвани Чалаева. Этот композитор давно признан не только у себя на родине, но и в России и за рубежом, как один из крупнейших современных авторов. Им созданы масштабные произведения во многих жанрах, среди которых девять опер, три симфонии, свыше тридцати концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерная и духовная музыка. Однако, у себя на родине творчество композитора известно мало. Поэтому исполнение артистами Театра имени Наталии Сац одного из крупнейших театральных произведений Ш.Чалаева стало большим событием в республике.

С Наталией Сац и её театром в судьбе композитора связано многое. На создание спектакля по легендарной «Книге джунглей» Редьярда Киплинга композитора вдохновила и Наталия Сац. И композитор оправдал ожидания: создал самобытную, колоритную партитуру, гибко претворяющую традиции и авангардную стилистику, национальные мотивы и общеевропейские интонации. В 1982 году «Книга джунглей» на музыку Ш.Чалаева сразу завоевала признание слушателей и стала одним из самых ярких спектаклей в ряду произведений для самых юных слушателей. После премьеры в Москве спектакль был показан на международном фестивале в прославленной Дрезденской опере (Германия). «Строгость, благородство, некий аскетизм стиля музыки совершенно не исключают экспрессивности и глубины ее воздействия. С первых тактов опера захватывает яркой образностью звучания», — писала тогда зарубежная пресса.

В марте 2012 года при участии самого композитора спектакль был восстановлен в репертуаре театра, теперь получив название «Маугли». Режиссер этого спектакля – руководитель Московского Театра юного актера Александр Федоров. Либретто оперы Роксаны Сац по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга на стихи Виктора Викторова осталось практически неизменно, корректуре подверглись лишь разговоры диалоги. Сюжет оперы повторяет основные линии истории Киплинга. Маугли и в опере переживает много невероятных событий: схватку с тигром, похищение обезьянами, заклинание змей. Обновление коснулось постановочной части спектакля. Зрелищности и самобытности «Маугли» добавили новые яркие декорации, красочные костюмы (художник Мария Данилова), эффектная сценография Эрнста Гейдебрехта из Германии. Постановщикам удалось создать на сцене завораживающе-прекрасный, полный опасностей мир Джунглей, а артисты овладели особой пластикой, чтобы воплотить образы гордой Багиры, мудрого Балу, благородного Акелы и грозного Шер-хана.

Опера Ш.Чалаева не заигрывает со своим зрителем, не пытается учить. Она показывает правду жизни, ведет серьёзный разговор на важные, судьбоносные темы. «Дети нуждаются в ответах на самые сложные вопросы по устройству мира и общества», — подчеркивает режиссер А.Федоров, — «Поддержать этот важный разговор в живой и доступной форме очень помогает музыка – она живая, афористичная, завораживающая. Есть поступки, которые делают человека человеком. Весь спектакль Маугли задается вопросом – кто я? Своим действиями, своим выбором он подтверждает: я – человек!»

 «Зрителя нашего театра не обманешь! Ведь дети прекрасно отличают настоящее от ненастоящего. Поэтому мы сделали правдивыми взаимоотношения Маугли с миром джунглей, лишив их романтики. Человек остался человеком и в диких джунглях», — дополняет автор либретто Роксана Сац.

В итоге понимаешь, что жестокость мира джунглей иносказательна: на самом деле речь в опере идёт, конечно же, о социуме, об обществе человеческом. И музыка Чалаева, рисующая мир джунглей (настоящих или каменных? – кто знает!), прекрасно выражает в звуках эти сложные и напряженные отношения. Дагестанская публика, возможно, впервые наблюдала пример оперы столь серьёзной тематики для юной аудитории. Гастроли Московского Театра имени Наталии Сац существенно раздвинули границы театрального репертуара для дагестанских зрителей.

Газета Дагестанская Правда

РИА ДАГЕСТАН

Комментарии запрещены.