Георгий Георгиевич Исаакян

Георгий Исаакян

Художественный руководитель МГАДМТ им. Н.И. Сац
Президент Ассоциации Музыкальных Театров
Профессор, руководитель мастерской факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИСа
Заслуженный деятель искусств РФ
Лауреат Государственных премий РФ

Родился в Ереване, Армения. Окончил специальную музыкальную школу им. П.И. Чайковского при Ереванской консерватории им. Комитаса по классу скрипки, теории музыки и композиции.

В 1991 г. окончил ГИТИС, факультет музыкального театра, курс народного артиста СССР В. Курочкина. В 1989-1991 гг. – режиссер и педагог в Оперной студии Ереванской консерватории, где поставил дипломный спектакль – оперу «Ануш» А. Тиграняна.

С 1991 г. – режиссер-постановщик, с 1996 г. – главный режиссер, с 2001 г. – художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

В 2003-2011 гг. – инициатор и художественный руководитель международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж».

С 2010 г. – художественный руководитель Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н.И. Сац

В 2014 году был избран Президентом Ассоциации Музыкальных Театров.

В 2015 вошел в Совет организации Opera Europa.

В 2016 году инициировал создание ежегодного Всероссийского Фестиваля музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» и премии «ЛЕГЕНДА». Сейчас в Москве проходит Шестой Фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац поставил спектакли:

— «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (премьера 23 июня 2011 г.)
— «Игра о душе и теле» Э. де Кавальери (премьера 7 июня 2012 г.)
— «Кармен» Ж. Бизе (премьера 14 декабря 2012 г.)
— «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова – совместно с А.Лиепой (премьера 26 апреля 2013 г.)
— «Съедобные сказки» М. Броннера (премьера 14 сентября 2013 г.)
— «Альцина, или Волшебны остров» Г.Ф. Генделя (премьера 4 апреля 2014 г.)
— «Репетиция оркестра» – интерактивный медиа-спектакль по одноименному фильму Федерико Феллини (премьера 6 июня 2014 г.)
— «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» А. Чайковского, мюзикл для детей (мировая премьера 25 октября 2014 г.)
— «Лисичка. Любовь.» по опере Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки» (премьера 16 октября 2015 г.)
— «Любовь убивает» по опере Хуана Идальго де Поланко «Одним лишь взором ревность убивает» (Российская премьера 14 апреля 2016 г.)
—  «Гадкий утенок» М. Броннера (премьера 19 ноября 2016 г.)
—  «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова (премьера 6 декабря 2017 г.)
— «Упражнения и танцы Гвидо» В. Мартынова (премьера 27 июня 2017 г.)
— «Орфей» К. Монтеверди (26 октября 2018 г.)
— «Волшебная лампа Аладдина» С. Вареласа (премьера 21 декабря 2019 г.)
—  «Жестокие дети» Ф. Гласса (премьера 12 марта 2020 г.)
—  «Красная Шапочка» Ц. Кюи (премьера 29 мая 2021 г.)

В 2017 Детский музыкальный театр имени Наталии Сац под руководством Георгия Исаакяна получил европейского «оперного ОСКАРА» — премию INTERNATIONAL OPERA AWARDS и вышел на совершенно новый художественный уровень.

С театром сотрудничают такие звезды российской и мировой сцены, как Николай Цискаридзе, Эндрю Лоуренс-Кинг, Дмитрий Бертман, Патрик де Бана, Кирилл Симонов, Евгений Бражник, Хартмут Шогхоффер, Симоне Фермани, Владимир Васильев и многие другие. Театр при Исаакяне вернулся на культурную карту не только Москвы, но и России, и стал флагманом в области работы с детьми и подростками: ежегодно проводит международные научные конференции, посвященные самым острым профессиональным вопросам, связанным с этой аудиторией, выпускает методические пособия по работе с юным зрителем, организовал всероссийский Фестиваль «СТРАНА – ТЕАТР – ШКОЛА».

В 2021 году на Большой сцене и в зрительном зале театра усилиями Георгия Исаакяна проходит капитальный ремонт, в связи с чем театр запустил новый проект «RE-Конструкция». В рамках этого проекта, художественным руководителем которого стал Георгий Исаакян, а музыкальным руководителем – приглашенный им Петр Айду, в различных пространствах театра прозвучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения, в частности: променад-концерт «SILA: The Breath of the World /
SILA: Дыхание мира» Джона Лютера Адамса, «Реквием» Габриэля Форе, «Четыре девушки» Эдисона Денисова, «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита.

В других театрах Георгий Исаакян осуществил постановки опер:

«Петя и волк» С. Прокофьева, «Как включали ночь» С. Баневича, «Три лика любви» (вечер одноактных опер ХХ века М. де Фалья, С. Прокофьева, Ф. Пуленка), «Иоланта», «Пиковая дама», «Мазепа», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Летучий Голландец» Р. Вагнера, «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта, «Оперная Пушкиниана» – «Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» (Спектакль удостоен Государственной премии РФ), «Риголетто» Дж. Верди, «Ноев ковчег» Б. Бриттена, «Сельская честь» П. Масканьи, «Женские истории» (оперный триптих), «Кармен» Ж. Бизе (все – Пермский театр оперы и балета), «Сила судьбы» Дж. Верди (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), «Кейстут и Бирута» А. Скрябина ( «Геликон-опера»), «Князь Игорь» А. Бородина (Мариинский театр), «Пиковая дама», «Мазепа» и «Иоланта» П. Чайковского, «Русалочка» А. Дворжака, (Екатеринбургский театр оперы и балета). «Отелло» Дж. Верди (Чебоксарский оперный театр), «Севастопольский вальс» К. Листова (Омский музыкальный театр), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П. Чайковского (Ростовский музыкальный театр), «Аида» Дж. Верди и «Князь Игорь» А. Бородина (Челябинский театр оперы и балета), «Цыганский барон» И. Штрауса (Екатеринбургский театр музыкальной комедии), «Послы Урала» З. Исмагилова и «Князь Игорь» А. Бородина (Башкирский театр оперы и балета), «Богема» Дж. Пуччини (Самарский театр оперы и балета), «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта (Башкирский театр оперы и балета), «Паганини» Ф. Легара и «Фауст» Ш. Гуно (Ростовский государственный музыкальный театр), «Мелкий бес» А. Журбина (Камерный музыкальный театр Покровского), «Геракл» Г.Ф. Генделя (Башкирский государственный театр оперы и балета), «Волшебная флейта» В.А. Моцарта (Музыкальный театр Карелии), «Богема» Дж. Пуччини (театр Новая Опера), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (Самарский театр оперы и балета), «Фауст» Ш. Гуно (Башкирский театр оперы и балета, Уфа), «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского (Большой театр России, Камерная сцена им. Б.А. Покровского), «Орландо. Орландо!» Г.Ф. Генделя (МГАДМТ им. Н.И. Сац совместно с Московским музыкальным театром «Геликон-опера»), «Луиза Миллер» Дж. Верди (Большой театр России, Новая сцена).

Осуществил российские премьеры опер:

«Синдерелла, или Сказка о Золушке» Ж.Массне (2001);
«Лолита» Р. Щедрина (2003);
«Бестиарий» А. Щетинского (2004);
«Альцина» Г.Ф. Генделя (2005);
«Орфей» К. Монтеверди (2007)
(все – Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского);
«Любовь убивает» Х.И. Де Поланко (МГАДМТ им. Н.И. Сац)
«Жестокие дети» Ф. Гласс (МГАДМТ им. Н.И. Сац)

Осуществил мировые премьеры опер:

«Чертогон» Н. Сидельникова (2007);
«Христос, или Семь попыток познания Божественного» А. Рубинштейна (2008);
«Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского (2009);
«Отче наш» Г. фон Альбрехта (2011);
«Съедобные сказки» М. Броннера (2013);
«Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» А. Чайковского (2014);
«Гадкий утенок» М. Броннера (2016);
«Ермак» А. Чайковского (2019).

Поставил ряд спектаклей за рубежом:

«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (Дублин, Ирландская Национальная Опера), «Летучая мышь» И. Штрауса (Рига, Латвийская Национальная опера), «Дон Карлос» Дж. Верди (Сакаи-сити-опера, Осака, Япония), «Богема» Дж. Пуччини (Большой театр Республики Беларусь, Минск), «Алмаст» А. Спендиарова (Ереванский театр оперы и балета, Армения).

ПРЕССА

Спектакль Георгия Исаакяна «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского на Камерной сцене Большого театра

Покой и воля
На Камерной сцене Большого театра состоялась премьера оперы “Один день Ивана Денисовича” по Солженицыну в постановке Георгия Исаакяна.

Оперный урок Солженицына
“Один день Ивана Денисовича” в постановке Георгия Исаакяна на Камерной сцене Большого театра

Клаудио Монтеверди «Орфей» / «L’Orfeo»

Рецензия Екатерины Кретовой в газете «Московский комсомолец»
«Самый неординарный оперный спектакль последнего времени».

Рецензия Ирины Муравьёвой в «Российской газете»
«То, как звучит монтевердиевский «Орфей» у певцов театра Сац — поразительное достижение труппы, итог многолетних штудий с Исаакяном барочных партитур, превративших сегодня Детский музыкальный театр по сути в единственный в России центр театральной барочной культуры».

Рецензия Александра Матусевича в «Независимой газете»
«…Каждый [артист] сумел проникнуться красотой старинной оперы и сполна донести ее до слушателя».

Рецензия Сергея Уварова в газете «Известия»
«Тщательно продуманную композицию оперы режиссер перекраивает на свой вкус, и воля зрителя — принимать это или отвергать. Но выбирать, на самом деле, не из чего. «Орфей» Монтеверди — столь редкий гость в наших широтах, что мил в любом облике.».

Отклик Елены Алексеевой на сайте «Ревизор.ру»
«Спасибо команде создателей за интересный зрительский опыт, психологическое погружение и очищение от ненужностей прошлого».

Рецензия Игоря Карябина на портале «Бельканто.ру»
«Поразительно, но эстетика обсуждаемой постановки – при временнóй сдвижке более чем на 400 лет вперед – в диссонанс с ренессансной партитурой ничуть не вступает, а воспринимается на редкость органично, и это красноречиво говорит о том, что и сама музыка Монтеверди – также вне времени».

Отзыв Елены Посувалюк на сайте «Культурные новости столицы»
«Ротонда, уходящая ввысь, сегодня вечером превратилась в арену настоящего высокого искусства оперы».

Телевизионные репортажи:

Репортаж программы «Вести-Москва»
Репортаж программы «Новости» телеканала «Культура»
Репортаж телеканала «Москва-24»
Репортаж на сайте Iz.ru
Видеосюжет радиостанции «Орфей»

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Репортаж телеканала «Культура»:

Рецензия Валерия Кичина в «Российской газете»:

«Можно восхититься тем, с каким тактом и мастерством адаптировано для детворы громоздкое четырехактное оперное полотно… Партитуру существенно сократили, почти не потеряв в цельности, но приобретя в динамизме: картины сменяют друг друга, как страницы в книге с картинками. …Возникло абсолютно рождественское действо, где волшебство и празднично и реально, как елка и дед-мороз под ней. …А самая нетерпеливая в мире публика заполняет зал под завязку и завороженно слушает Римского-Корсакова».

Рецензия Владимира Зисмана на портале «Ревизор.ру»:

«…многоуровневая игра, игра с большим количеством параметров и Георгий Исаакян с сотоварищами эту игру выиграли».

Рецензия Анастасии Роговой в газете «Известия»:

«Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» постановщик Георгий Исаакян и дирижер Евгений Бражник адаптировали для юной аудитории, сократив продолжительность до двух часов, но сохранив юмор оригинала и дух рождественской сказки».

Опера Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо»

Рецензия Екатерины Бирюковой на портале «Colta.ru»:

«Увлекшиеся этим сочинением режиссер Георгий Исаакян, для которого неожиданные репертуарные ходы — одна из визитных карточек, и художник Валентина Останькович нашли для постановки «антиоперы» выразительное «антиоперное» пространство — живописный цех в закулисье, где на полу расписывают задники. Длиннющее помещение без начала и конца, дребезжащая лебедка для декораций, загадочные артефакты из других спектаклей, верхние галереи по всему периметру зала, на которые эффектно взбирается хор, трибуна для зрителей вдоль одной из стен. Да еще пробираться в этот цех надо прямо через сцену! В общем, ритуал не ритуал, а детям интересно».

Рецензия Сергея Уварова на сайте и в газете «Известия»:

«Музыкальный театр имени Наталии Сац под конец сезона представил экспериментальную премьеру: оперу Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо». В качестве сценической площадки для бессюжетного двухчасового произведения, исполняемого на латыни, выбрали художественный цех театра, куда зрителей ведут по закулисью. Неординарным путешествием оказывается и само произведение».

Рецензия Марины Абрамовой на сайте «Музыкальные сезоны»:

«Мы присутствуем на таинстве священнодействия, возможно даже в обиталище доктора Фауста, врачевателя душ – зелёные ростки, колбы и реторты, технические приспособления, но не только – ещё улавливаются звуки органа, церковное пение… Мы познаём жизнь благодаря нашим ощущениям, увлечённости наукой, стремлению к познанию, а трио сопрано (Вера Азикова), меццл-сопрано (Мария Чудовская) и тенора (Сергей Петрищев) позволяет нам услышать прекрасное пение, присутствовать на вечере танцев и увидеть вместе с хором звёздное небо».

Рецензия Владимира Зисмана на портале «Ревизор.ру»:

«Замысел этого произведения сводится к тому, что нотная запись, придуманная в начале XI века Гвидо Аретинским, стала началом пути к десакрализации музыки. Эту мысль – послание к слушателю перед началом спектакля афористически выразил режиссёр-постановщик Георгий Исаакян, говоря о драматическом парадоксе Гвидо».

Интервью Георгия Исаакяна Анне Кочаровой для сайта «РИА Новости» после премьеры спектакля «Упражнения и танцы Гвидо»:

«Легендарный детский музыкальный театр им. Н. И. Сац представил уникальную постановку — оперу современного композитора Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо». Полуторачасовой спектакль повествует о монахе Гвидо Аретинском, создавшем европейскую нотацию. Георгий Исаакян рассказал о том, зачем детям и взрослым смотреть этот спектакль и почему оперу играют за кулисами театра».

Рецензия Александра Матусевича в газете «Культура», 28.09.2017:

«Всё в этой опере парадоксально… Однако совсем без действия, на чистой музыке, в театре просуществовать не просто. Режиссер Георгий Исаакян придумывает свою историю».

Премьера оперы «Любовь убивает»

Рецензия Екатерины Бирюковой на портале Colta.ru о премьеры оперы «Любовь убивает»

«Представление камерное, хотя и происходит в основном зале. Но зрители сидят на той самой сцене, где в другие дни бегают Мышка-норушка и Лягушка-квакушка (впрочем, в репертуаре театра теперь можно встретить и «Иоланту», и «Кармен»). И совсем близко перед ними располагается диковинный ансамбль, где привычные инструменты заслонены полукругом из шести барочных гитар и лютен. В глубине гундосят старинные тромбоны-сакбуты. В самом центре с целым набором неформатных погремушек — краса оркестра, перкуссионист Илья Кириличев. А руководит всем сказочного вида дядечка, стоящий на дирижерском месте со средних размеров арфой в руках, с которой он поворачивается лицом то к публике, то к музыкантам. Это Эндрю Лоуренс-Кинг, главный в мире исполнитель на барочной арфе».

«Барочная практика», рецензия Сергей Ходнева в газете «Коммерсант», 20.12.2016

«В музыкальной реализации оперы увлеченная самоотдача певцов и всамделишний иберийский жар игры музыкантов — только часть, хотя и удивительная. Партитура Хуана Идальго, собственно, и не совсем партитура, ибо записаны в ней по большому счету только вокальные партии с basso continuo — деликатес, который сам по себе, да еще при неумелом обращении, для слушателя столь же вкусен, как сухие макароны из пачки. Эндрю Лоуренс-Кинг сделал, как он в совершенстве умеет, роскошную исполнительскую редакцию».

Рецензия Михаила Визеля на портале «Год литературы» о премьере оперы «Любовь убивает»

««Любовь убивает» сильно отличается от привычных нам образцов немецкого, французского и английского барокко — это опера-сарсуэла. А это значит, что строгие классицистические приемы, идущие от музыки церковной, сливаются в ней с народной испанской музыкой. «Любовь убивает» сильно отличается от привычных нам образцов немецкого, французского и английского барокко — это опера-сарсуэла. А это значит, что строгие классицистические приемы, идущие от музыки церковной, сливаются в ней с народной испанской музыкой».

Интервью Георгия Исаакяна о премьере оперы «Любовь убивает» порталу «Музклондайк»

«Постановка испанской барочной оперы-сарсуэлы является по праву уникальным шансом для российского слушателя окунуться в мир Испании XVII века».

Репортаж и интервью с Г.Исаакяном о премьере оперы «Любовь убивает» в программе «Культурный портал» на канале Евроньюс (смотреть с 3:21)

«Георгий Исаакян и детский музыкальный театр имени Сац открывают 50-й сезон». Интервью с Г.Исаакяном.
Colta.ru

«Георгий Исаакян: «Опера Европа» – чрезвычайно важная площадка для диалога»». Интервью с Г.Исаакяном.
Belcanto.ru

«Миссия выполнима». Интервью с Г.Исаакяном.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА

Читать и скачать в pdf.

Когда поют макароны.
«Съедобные сказки» появились в театре имени Наталии Сац
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Читать и скачать в PDF

Дети не прощают лжи (интервью с Георгием Исаакяном)

Георгий Исаакян: «Публика не хочет видеть современное искусство…»
Что такое идеальный оперный спектакль? Как должна выглядеть современная опера? Насколько важна эстетика? О разноликости оперного искусства в программе «Гримёрка Орфея» размышляет знаменитый российский театральный режиссер, художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н.Сац. – Георгий Исаакян…

Комментарии запрещены.