Карлхайнц Штокхаузен
МАЛЕНЬКИЙ АРЛЕКИН
Московский Государственный академический театр им. Н.И. Сац совместно с Венским театром Ташенопер представляет спектакль «Маленький Арлекин/Der Kleine Harlekin» на музыку выдающегося композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.
СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО
ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА имени Н.И. САЦ,
ТЕАТРА ТАШЕНОПЕР (Вена, Австрия),
ОПЕРНОГО ТЕАТРА ГРАЦА (Австрия),
БАВАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРЫ (Мюнхен, Германия)
ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В РОССИИ
Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН
МАЛЕНЬКИЙ АРЛЕКИН
DER KLEINE HARLEKIN
Автор драматургической концепции
Томас Ульрих
Режиссер
Карлос Падрисса (арт-труппа Ла Фура дельс Баус, Испания)
Сценограф
Ролан Ольбетер (Германия)
Видеорежиссер
Франк Алеу (Испания)
Художник
Чу Урос (Испания)
Хореограф
Евгений Ситохин (театр Ташенопер, Австрия)
Главные партии исполняют артисты Фонда К.Штокхаузена и Театра имени Н.И. Сац
Московский Государственный академический театр им. Н.И. Сац совместно с Венским театром Ташенопер представляет спектакль «Маленький Арлекин/Der Kleine Harlekin» на музыку выдающегося композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.
Художественный руководитель театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян с радостью поддержал идею Герхарда Динсдбира (Ташенопер) о постановке «Маленького Арлекина» на нескольких ведущих европейских сценах. Вслед за премьерой в Венской Ташенопер спектакль был показан в Оперном театре Граца (Австрия), в марте спектакль пройдет в Москве, затем будет поставлен в Баварской Опере Мюнхена. В 2015 г. планируется постановка на сцене лондонской Ковент-Гарден.
Расширить горизонты восприятия искусства, научить детей видеть, чувствовать современный мир, слушать его смыслы и пульс, приобщить их к мировому развитию культуры – вот задачи, которые ставят перед собой те немногие европейские театры, решающиеся на постановку современного авангарда для юной аудитории.
Поиск нового всегда был приоритетным направлением театра Наталии Сац. Со дня его основания одной из задач было приобщение детей к великому наследию музыкальной культуры, открытие ими многообразия мира музыки. Сегодня без знакомства с новаторскими опытами композиторов-авангардистов и, в первую очередь, с наследием одного из лидеров этого направления Карлхайнца Штокхаузена это сделать невозможно.
Уникален и состав творческих сил, привлечённых к реализации этого проекта. Драматургическая концепция принадлежит Томасу Ульриху – исследователю творчества Штокхаузена и автору книг о композиторе. Сольные партии исполняют музыканты, сотрудничающие с Фондом К.Штокхаузена (The Stockhausen Foundation for Music) и артисты театров-сопродюсеров постановки. В Москве это солисты оркестра театра им. Н.И. Сац.
Заглавную партию (кларнет-соло) исполняет Мэрве Кацокуглу – единственная исполнительница целого ряда сочинений композитора, в том числе и самобытной пьесы для кларнета «Маленький Арлекин», которая открывает спектакль.
В спектакле звучат фрагменты концертных опусов и масштабных сценических произведений К. Штокхаузена разных лет, что даёт возможность познакомиться с многообразием наследия композитора. К работе над спектаклем привлечены постановщики легендарной труппы Ла Фура дельс Баус (La Fura dels Baus), команду которых возглавляет режиссёр Карлош Падрисса. Сценограф — Ролан Ольбетер, видеорежиссер — Франк Алеу, художник — Чу Урос. Хореограф Евгений Ситохин в команде постановщиков представляет Венский камерный театр Ташенопер.
Столкновение первозданной стихии, современных театральных эффектов, видеоарта и живого голоса музыки рождают на сцене яркое, волшебное и метафорическое пространство.
В спектакле «Маленький Арлекин» главный персонаж ведёт рассказ, играя на кларнете. Поэтому жанр постановки К. Штокхаузен определяет как «инструментальный театр», в котором инструментальные тембры звучат подобно человеческому голосу, пению птиц, дуновению ветра, журчанию воды. Тембровыми возможностями передаются картины окружающего мира, эмоции, страхи и фантазии – всё выражается голосом инструмента. Сначала Арлекин демонстрирует свою виртуозную игру самостоятельно (эпизод I – «Маленький Арлекин»), затем состязается в мастерстве и звукоподражании с Музыкантом-альтистом (эпизод II – «Лист и дождь»). Во второй части спектакля перед зрителями предстают персонажи самого масштабного произведения не только в наследии К. Штокхаузена, но и в истории музыки – цикла из семи опер (гепталогии) «Свет». Ева (кларнет), архангел Михаил (тромбон) и Люцифер (труба) проходят испытания, борясь и побеждая огненного дракона (эпизод III – «Битва с драконом»). А в финале отправляются в музыкальное путешествие, устремляясь за волшебным светом (эпизод IV – «Миссия и вознесение»).
Карлхайнц Штокхаузен создал оригинальные и необычные методы композиции, открывающие музыкальному искусству неведомые ранее перспективы. Его называли лидером современной музыки, величайшим новатором и «Достоевским музыкального авангарда». Помимо сочинения музыки, им написано множество литературных и критических трудов, учреждено собственное издательство и Международные курсы композиции и интерпретации музыки. В своём композиторском творчестве, насчитывающем около 400 произведений, он прошёл путь от экспериментов с симфоническими тембрами и различными инструментальными составами до создания масштабных электронных и компьютерных звуковых полотен, для исполнения которых композитор сам работал над усовершенствованием конструкции синтезаторов.
В 50-е годы он заявил о себе ранними опусами «Пункты» и «Группы», полностью меняющими представление о возможностях симфонического оркестра. В 60-е стал лидером новой музыки благодаря своим электронным композициям. А с конца 70-х и до ухода из жизни в 2007-м работал над двумя гигантскими замыслами. Первый из них — цикл из семи опер (гепталогия) «СВЕТ. Семь дней недели» (LICHT. Die sieben tage der woche, 1977-2003) – это почти 29 часов музыки, разделенных на семь вечеров – «Дней». До сих пор это «Кольцо нибелунга XXI века» полностью не было исполнено ни разу, в лучшем случае — некоторые из «Дней». Последний опус Штокхаузена задуман не менее масштабно, но он так и остался незавершенным – это цикл «Звук. 24 часа дня» (Klang, 2004—2007).
Прибывающая в Москву постановка «Маленького Арлекина» интересна тем, что становится ретроспективой творчества К.Штокхаузена и объединяет произведения, вобравшие в себя наиболее яркие особенности практически всех этапов эволюции композитора.
Первая часть спектакля включает пьесу «Маленький Арлекин» (1975) для кларнета-соло, а затем – зарисовку «Лист и дождь» (1974) для кларнета и альта. Вторая часть постановки объединяет эпизод «Битва с драконом» из оперы «Четверг» (1978-1981), открывающей гепталогию «Свет». А финалом спектакля является эпизод «Миссия и вознесение», повторяющийся в разных частях цикла «Звук». Каждое из этих сочинений всецело отвечает видению К.Штокхаузена музыкального искусства, как единственного способа связи с «высшими сферами», с космосом. А композитор, осуществляющий эту связь, берёт на себя роль пророка, указывающего путь спасения, или творца, создающего из ничего целый мир.
В 1990-м году лидер музыкального авангарда приезжал в Москву, и в программы тех концертов была включена открывающая вторую часть спектакля «Маленький Арлекин» «Битва с драконом» из оперы «Четверг», которой тогда дирижировал сам автор. Но это были концертные выступления. А на российской театральной сцене новаторские замыслы К.Штокхаузена будут воплощены впервые на премьере спектакля «Маленький Арлекин», увидеть которую московская публика может благодаря сотрудничеству Театра имени Наталии Сац с венской Ташенопер (Taschenoper).
Венская Ташенопер (Taschenoper) – камерный музыкальный театр, основанный в столице Австрии в 1999 году и специализируется на постановках опер и балетов современных композиторов – К.Штокхаузена, Д.Кейджа, Яниса Ксенакиса и др. Значительная часть работ Ташенопер – это совместная продукция с театрами-партнерами в стране и за рубежом. В своих постановках Ташенопер экспериментирует в области современного танца, раздвигает границы средств выразительности в опере, включает в действие спектакля элементы мультимедийного шоу и других современных технологий. С 2006 года на сцене Ташенопер регулярно осуществляются и постановки современного репертуара для детей.
Постановщик спектакля – Карлос Падрисса, один из основателей легендарной радикальной арт-группы Ла Фура дельс Баус (La Fura dels Baus) из Каталонии. Этот коллектив, основанный в 1979 году в Барселоне, завоевал всемирное признание своими беспримерными шоу, поражающими воображение масштабами декорациями, невероятными спецэффектами и нестандартными пространственными решениями. Среди множества авангардных опен-эйров, представленный Ла Фура дельс Баус – церемония открытия летней Олимпиады в Барселоне и городские шоу в крупнейших городах мира. А интерпретации драматических спектаклей и опер с участием постановщиков и артистов труппы вызывают большой резонанс непредсказуемыми объединениями классической театральной сценографии с элементами средневековых мистерий и карнавалов, цирковых представлений и современных массовых шоу. Среди таких работ – признанная самой зрелищной и запоминающейся постановка «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера во Дворце искусств королевы Софии в Палау (Валенсия) под музыкальным руководством Зубина Меты, «Осуждение Фауста» Г.Берлиоза и «Волшебная флейта» В.А.Моцарта в парижской Опера Бастиль, «Замок герцого Синяя Борода» Б.Бартока и спектакль по вокальному циклу «Дневники исчезнувшего» Л.Яначека в Парижской национальной опере, «Возвышение и падение города Махагони» К.Вайля под управлением Т.Курентзиса в мадридском Театро Реал, оригинальные версии «Аиды» Д.Верди на открытии после реконструкции Арены ди Верона и «Бориса Годунова» М.Мусоргского, представленного как теракт в театральном центре на Дубровке. Заметным проектом уже не только в европейском, но и в российском масштабе стала постановка Карлоса Падриссы с участием Ла Фура дельс Баус «Троянцев» Г.Берлиоза в Мариинском театре в 2009-м году.
Для оперативной реализации своих масштабных замыслов труппа Ла Фура дельс Баус выбрала в качестве своей творческой лаборатории плавучую платформу «Наумон» (Naumon), которая стала трансатлантическим культурным центром. На судне располагается многочисленное оборудование и реквизит труппы, а также реализуются разнообразные обучающие и культурологические проекты, которые артисты Ла Фура дельс Баус осуществляют, заходя в крупнейшие морские порты мира. Мастер-классы, проходящие на Наумоне, обучают и фурано-языку («Furan language») – такой термин ввели критики и артисты Ла Фура дельс Баус, подчёркивая оригинальность работ труппы. Постановщики и артисты труппы готовы всем желающим поведать, как почувствовать на театральной сцене свободу старинных игровых действ и обрядовых ритуалов.
Арлекин играет на кларнете // ЭКСПЕРТ ONLINE
Для обозначения жанра «Маленького Арлекина» лучше всего подходит определение Штокхаузена «инструментальный театр».
Театр имени Наталии Сац с Венским театром Ташенопер поставил спектакль на музыку Карлхайнца Штокхаузена «Маленький Арлекин». Над ним работали постановщики труппы «Ла Фура дельс Баус», команду возглавил режиссер Карлуш Падрисса. Заглавную партию (кларнет-соло) ведет Мэрве Кацокуглу — единственная в мире исполнительница целого ряда сочинений композитора.
Музыкальный синхрофазотрон Штокхаузена. РУССКИЙ ЖУРНАЛ
Московский Государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац готовится к своему 50-летию. Георгий Исаакян, назначенный худруком театра три года тому назад, готовится к невероятной для детского театра премьере «Маленького Арлекина/ Der Kleine Harlekin» авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, совместно с Венским театром Ташенопер. Это состоится 2-6 марта. О необходимости авангардной музыки для детей и проблемах художественного воспитания, о тотальном упрощении и плафонизации, о цифровом звуке и Штокхаузене поговорил с режиссёром Дмитрий Лисин
Штокхаузен шагнул в Театр Сац
МК.RU
«Зачем содержать театр, чтобы там шел сплошной «Колобок»»/
Говорит художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. И. Сац
КОММЕРСАНТ.RU
Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац показывает премьеру спектакля «Маленький Арлекин» на музыку самого недетского композитора — авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Перед премьерой художественный руководитель театра Георгий Исаакян ответил на вопросы Сергея Ходнева
THE LITTLE HARLEQUIN – Stockhausen for Children
The Programme:
THE LITTLE HARLEQUIN
LEAVES and RAIN («LAUB und REGEN»)
—
DRAGON FIGHT
MISSION
(8 years and up)
Music Theatre for Children and Adults with Performers, Clarinet, Bassethorn, Trumpet, Trombone, Synthesizer and Viola.
His name is simply synonymous with new music: Karlheinz Stockhausen was a uniquely creative personality, pioneer of electronic music, idol of the pop from Pink Floyd to Mothers of Invention up to the Beatles as well as the inspiration for entire artistic circles from Joseph Beuys to the DJs of the techno generation.
Stockhausen was convinced that, in addition to our physical world, another, cosmic dimension impacts our lives. This conviction is also apparent in his works: In striking distance the spectators will experience a furioso spectacle with fire, water, spaceship and video and a fantastic story about growing up, about the fight between the good and the evil, about friendship and first love, which will be staged by performing and acting musicians.
Carlos Padrissa, an internationally renowned stage director (La Scala, Teatro Real, Bayerische Staatsoper, etc.) directs for children and a small stage for the first time. And so the theatre language of his legendary artistic group, La Fura dels Baus, carries young and old into Stockhausen’s music — and realm of thought of one of the most meaningful composers of the second half of the 20th century.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
Немецкого культурного центра им. Гёте в России
Другие способы приобретения билетов