110-летие Наталии Сац

27 августа 2013 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Наталии Сац (1903-1993).

«Человек-легенда», «человек-эпоха», «мать детских театров мира», — так называли Наталию Сац ещё при жизни. Масштаб её деятельности с каждым годом ощущается всё больше. Она создала первый в мире драматический театр для детей и первый и пока единственный в мире театр оперы и балета для детей.


«История жизни Натальи Сац — гигантский роман, где блестящие и победоносные страницы прорежены страницами печальными и даже трагическими», — считает режиссёр Георгий Исаакян, ставший художественным руководителем Театра имени Наталии Сац в 2010-м году. Творческие открытия, смелые свершения, ранняя слава, любовь и мировое признание соседствовали в её судьбе с десятилетиями сталинских лагерей, годами преодолений и всегда упорного движения к цели. Этой целью было создание Московского государственного академического детского музыкального театра, который сегодня носит имя Наталии Сац. Он стал первым и единственным в мире театром оперы и балета для детей. Приходя в этот театр, дети попадают в удивительную сказку, а взрослые, окунаясь в его вдохновенную, творческую атмосферу, неизменно испытывают восхищение перед талантом и волей той, которая создала этот мир.

Любовь – это строительство» , — часто повторяла Наталия Ильинична. «Она была по существу главным строителем Дворца музыки для своего театра, но строила и ещё многое – творчески-созидательное в разных сферах и сугубо личное», — вспоминает дочь Наталии Ильиничны — Роксана Сац, – «И прежде всего саму себя, не позволяя себе исчерпаться. И не исчерпалась до конца – по житейским меркам долгой, а по масштабам возможностей короткой жизни. И сегодня, вчитываясь в строки, написанные ею самой, её соратниками, сподвижниками, а подчас и очень далекими от Детского театра людьми, трудно вместить в сознание, что это одна личность, одна судьба, одна жизнь и одно главное устремление». Да, этим главным устремлением стало создание единственного в мире театра оперы и балета для детей – Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

В Театре имени Наталии Сац уникально всё: эксклюзивные спектакли, созданные ведущими композиторами, драматургами и режиссёрами, рассчитанные на самую широкую аудиторию, классические постановки, познавательные симфонические концерты и разнообразные развивающие программы. Необычно само здание театра, увенчанное скульптурой Синей птицы на золотой арфе – символа театра. Это здание – памятник конструктивизма, с фасадами, украшенными оригинальными скульптурными барельефами, с уникально оформленными внутренними интерьерами (включающими легендарную Палехскую комнату), и многим другим, в совокупности вводящим ребёнка в прекрасный мир музыкального театра. Не случайно здесь необычны даже ручки входных дверей, выполненные в виде скрипичных ключей!

Пожалуй, сегодня в мире нет ни одного детского театра, который так или иначе не был бы связан с принципами и идеями родоначальницы детского театрального движения – Наталии Сац. Уже в пятнадцать лет началась её трудовая деятельность. Шесть детских театров обязаны ей своим рождением: первый Театр Моссовета, первый Государственный детский театр, Московский детский театр, Центральный детский театр, первый ТЮЗ Казахстана и, наконец, первый в мире театр оперы и балета для юных.

Наталия Сац завоёвывает международное признание и как первая в мире женщина – оперный режиссёр, совместно с дирижёром Отто Клемперером осуществляет постановки опер в Немецкой государственной опере в Берлине («Фальстаф» Д.Верди, 1931) и в театре «Колон» в Буэнос-Айресе («Свадьба Фигаро» В.Моцарта, 1931).

Однако, в 1937-м году творческая жизнь Наталии Ильиничны была оборвана, казалось бы, навсегда. В числе многих выдающихся людей она была репрессирована и 17 лет не имела возможности жить в Москве. Но ни лагеря, ни ссылки не сломили её воли и стремления в созиданию.

Реабилитация и возвращение в Москву – новый этап её жизни. В 1961-м Наталия Сац возглавила детский отдел Моэстрады, она ставила спектакли в разных театрах, и, наконец, в 1965-м году осуществила главное дело своей жизни – создание первого в мире музыкального театра для детей. Долгое время театр был, по существу, разъездным. Затем ему было предоставлено небольшое помещение в здании на улице 25-го Октября (теперь Никольской, в нынешнем здании Камерного музыкального театра имени Б.Покровского). И лишь через 15 лет творческого пути Детский музыкальный театр Наталии Сац обрёл свой нынешний дом.

Сегодня Театр имени Наталии Сац – это уникальный культурно-просветительский центр, позволяющий самой широкой детско-юношесокй аудитории познакомиться с выдающимися произведениям классики и приобщиться к миру музыкального театра и симфонической музыки.

«Свидетельство преклонения перед величием дел Натальи Сац — это скромное, в меру сил, продолжение строительства ее Театра», — подчеркнул накануне открытия юбилейного сезона в интервью журналу «Музыкальная жизнь» художественный руководитель театра Георгий Исаакян, — «Это новые спектакли, интереснейшие постановщики, театральные премии и фестивали, гастроли в городах России и европейских столицах, и, самое главное — те десятки тысяч зрителей, которые изо дня в день заполняют наши залы каждый сезон. Идея всей жизни Натальи Ильиничны: ребенку как воздух необходимо общение с высоким искусством. Только в контакте с музыкой, литературой, театром личность маленького человека формируется полноценной, многогранно развитой, сложно устроенной». Творческим принципам, сформированным Наталией Сац, неизменно следуют и те, кого воспитала Наталия Сац, и новые поколения артистов, режиссёров, музыкантов, художников Её Театра.

За мамой, как за Синей птицей, все шли длинной вереницей

Комментарии запрещены.