RE-Конструкция

Театр имени Наталии Сац представляет новый проект сезона 2021-2022, в течение которого Большой зал и сцена закрыты на капитальный ремонт.

 «RE-Конструкция»

В рамках этого проекта в различных пространствах театра прозвучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения.

«Период реконструкции театра – это период вызовов и трудностей, – говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. – Но одновременно это период новых возможностей и открытий. Проект «RЕ-конструкция» – это один из наших ответов на те вызовы, которые стоят сегодня перед Детским музыкальным театром; и одновременно это окно возможностей, открытие новых музыкальных, художественных пространств, новых территорий для встреч с нашим зрителям и слушателями. Нас всех ждут восхитительные открытия – новых названий, новых произведений и новых имен. Главными пространствами «RE-Конструкции» станут наша знаменитая RO-тонда, где мы и будем играть RA-ритеты, и Большое зрительское фойе, огромное, полное закоулков, изгибов, переходов и создающие ощущение измененной, двоящейся, бликующей смыслами реальности».

Музыкальным руководителем проекта «RE-Конструкция» стал Петр Айду, пианист, композитор и создатель множества театрально-музыкальных реальностей. «Петр Айду – художник, с которым хорошо затевать путешествие, – рассказывает Георгий Исаакян. – Его суперкреативность, открытость и при этом погруженность в музыкальную культуру – то, что нам, театру, сейчас крайне важно».

«Моя роль в проекте «RE-Конструкция» – совместное творчество с оркестром Детского музыкального театра имени Наталии Сац в формате большого самостоятельного самоценного ансамбля. У меня, как у участника ансамбля «Персимфанс», оркестра без дирижера, есть огромный опыт и вера в эту идею. Играть мы будем самую разную музыку, но, главное, не что мы будем исполнять, а как. Одно обещать могу точно: звучать даже самая известная музыка будет совершенно иначе, чем все привыкли», – говорит Петр Айду.

Первым концертом цикла стал променад-концерт «SILA: The Breath of the World
SILA: Дыхание мира» Джона Лютера Адамса. Это произведение, которое берет свои корни в эскимосской культуре Аляски, по задумке композитора исполняется без дирижера. Музыканты, поделенные на несколько групп, – духовые, ударные, струнные, вокал – располагаются в большом открытом пространстве и по своему усмотрению исполняют любой из созданных композитором музыкальных фрагментов. Зрители же вольны свободно перемещаться по этому пространству, переходя от одного исполнителя к другому, и таким образом создавая свою собственную, уникальную версию произведения. «Мы создаем иммерсивный концерт, концерт-променад, новый «путеводитель» по симфоническому оркестру, побывав на котором слушатели-зрители – и взрослые, и юные – смогут на расстоянии вытянутой руки увидеть музыкантов и музыкальные инструменты, проследить за их взаимодействием, погрузиться в самую сердцевину музыки», – делится своей идеей Петр Айду. В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац «Sila» будет исполнена артистами симфонического оркестра театра и артистами хора в Большом зрительском фойе.

В рамках проекта «RE-Конструкция» Петр Айду представит еще две программы.

«Пионерский театр»

«Это история про детский театр, про эпоху его зарождения, 20-е годы, – рассказывает Айду. – Первые зерна, из которых вырастал этот театр, – пьесы, созданные специально для самодеятельных коллективов, где дети сами ставят спектакли. И мы собираемся здесь, в фойе, в рамках проекта «RE-Конструкция» поставить несколько пьес из той эпохи. Это, прежде всего, тексты Бориса Юрцева, одного из первых советских кино-режиссеров, большого энтузиаста шумовой музыки и шумовых оркестров, артиста Всеволода Мейерхольда. Его «Приключения пионера Кольки в стране фашистов», написанные в 1927 году, обязательно будут у нас в концерте к 9 мая. Будет и еще несколько сногсшибательных музыкальных пьес, которые лежат глубоко в почве, той самой, из которой в 30-е вырос всемирно известный сегодня «Петя и волк».

SONATRIP

Еще одной программой Айду станет SONATRIP, произведение его собственного сочинения.            Это звуковая скульптура, современная музыка и science-art.
          Это интерактивный звуковой объект, партитура для исполнителя-перкуссиониста и акустический опыт для зрителя.
          С точки зрения жанра, SONATRIP является интерактивной саунд-скульптурой, но вместе с тем это мультиперкуссионный инструмент для исполнения специально написанной партитуры, которая исполняется одним музыкантом-перкуссионстом соло. В партитуре четко прописаны способы игры, длительность, темп, динамика и музыкальная звуковая инсталляция / форма. В результате создается иллюзия звучания единой массы металла, постепенно меняющей свою форму.

15 октября в рамках проекта «RE-Конструкции» состоится концерт 

Франция. L’impression. Созерцание звука
                      La lumiere/ Свет      Форе
                        La couleur/Цвет       Дебюсси
                          Le rythme/Ритм       Равель

Музыкальными руководителями этого концерта являются главный приглашенный дирижер Детского музыкального театра имени Наталии Сац Евгений Бражник и главный хормейстер театра Вера Давыдова.

«Композиторы-французы, импрессионисты – это моя отроческая, до сих пор не прошедшая любовь, – говорит Евгений Бражник. – Я с огромной радостью исполню «Реквием» Габриэля Форе, «Послеполуденный отдых Фавна» Клода Дебюсси и «Болеро» Мориса Равеля в рамках проекта «RE-Конструкция». Это мировые шедевры, изумительная, тонкая, красивая, волнующая музыка, и возможность окунуться в нее – счастье, подарок и зрителям, и нам, музыкантам».

О нескольких своих программах рассказывает Вера Давыдова:

   «Реквием» Форе, над которым я работаю для нашей с коллективом хора первой программы проекта «RE-Конструкция», – одно из лучших сочинений этого жанра, существующих в музыкальной литературе и истории. Он необычен: лишен трагедийности и драматизма, и общий посыл композитора – не столько страдать по поводу ухода человека, а, скорее, примирить души с тем, что неизбежно. Это лиричный, мягкий «Реквием», лишенный страстей.

    Вторая программа, которую я создаю для проекта «RE-Конструкция», – хоровая. Мы исполним «Перезвоны» Валерия Гаврилина, маленькую «Кантату» Георгия Свиридова на стихи А. Блока «Снег идет», заключительную часть его же кантаты «Ночные облака» – «Балаганчик» на стихи А. Блока, три свиридовских хора: «Хоровод», «Веснянка» и «Коляда» и фрагмент из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».

   А к Новому году мы задумали сделать джазовый концерт из произведений Дюка Эллингтона, Генри Николы Манчини, Курта Вайля, Эндрю Ллойда Вебера, спиричуэлсов и других рождественских по духу хоровых произведений».

Эдисон Денисов
«Четыре девушки»
Опера по пьесе Пабло Пикассо

 Также в рамках проекта «RE-Конструкция» будет представлена опера Эдисона Денисова «Четыре девушки». Музыкальным руководителем и дирижером станет Валерий Платонов:

 «Клавир «Четырех девушек» Эдисон Денисов подарил мне в 1989-м году в Пермском театре оперы и балета после премьеры его «Пены дней», которой я дирижировал. Я очень хотел ее поставить, но не получалось. Недавно я предложил ее Георгию Исаакяну в Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который последнее десятилетие очень активно работает с современной музыкой. И мне показалось, что опера Денисова по пьесе Пикассо про еще совсем юных девушек могла бы заинтересовать театр. Я счастлив, что так и вышло, и она будет исполнена в рамках проекта «RE-Конструкция».

Михаил Броннер
«Сны Каштанки»
Музыка для чтеца и камерного оркестра

Дирижер Сергей Михеев и композитор Михаил Броннер в рамках проекта «RE-Конструкция» исполнят в рамках проекта только что созданное произведение – «Сны Каштанки», музыку для чтеца и камерного оркестра.

   «По-настоящему я познакомился с «Каштанкой» Антона Павловича Чехова в очень взрослом возрасте, а со школьных времен я текст не помнил, — рассказывает Михаил Броннер. — И когда я прочел его уже очень зрелым человеком, я был им поражен и написал музыку для чтеца и камерного оркестра с необычным составом: в нем еще есть аккордеон, балалайка, саксофон и фортепиано. Чтецом же на концерте проекта «RE-Конструкция» буду я сам. Текст у меня определенным образом нотирован, там есть некоторая звуко-высотность и необходимость попадания в такт и долю с разной степенью свободы. Важно, что я не убрал ни одного слова из рассказа Чехова. В моей музыке есть все семь глав «Каштанки» без единой купюры».

Пауль Хиндемит
«Нуш-Нуши»
Одноактная пьеса для бирманских марионеток на либретто Ф. Блея

Главный дирижер Башкирского театра оперы и балета Артем Макаров станет музыкальным руководителем концертного исполнения оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши» в рамках проекта «RE-Конструкция».

«В 1920-м году Хиндемит сочинил комическую оперу «для бирманских марионеток» «Нуш-Нуши», пародирующую восточные сюжеты и оперные банальности, – пишет А. Кенигсберг. – Опера названа именем выползающего из реки фантастического существа, помеси крысы и крокодила. В опере действует свой Фигаро, ловкий и хитрый слуга Тум-Тум. Он устраивает дела прекрасного господина Цатваи, втирается в доверие к фельдмаршалу Кюсе Вайнгу, спасая от якобы нападающей на него Нуш-Нуши, оказавшейся слабой и жалкой тварью, подыхающей под тяжестью свалившегося на нее пьяного генерала. Дивертисментный материал составляет большую часть музыки оперы. Это красивая, изящная стилизация «общих мест» музыкальной экзотики создает искусственный выдуманный «бирманский колорит», имеющий пародийный смысл. Кажущаяся веселость оперы скрывала пасквиль на Вагнера: посреди псевдовосточной фривольной белиберды звучит текстовая цитата из «Тристана», воспринятая тогдашней публикой как надругательство над их национальной святыней».

«RE-Конструкция»

Художественный руководитель – Георгий Исаакян
Музыкальный руководитель – Петр Айду
Дирижеры – Евгений Бражник, Валерий Платонов, Артем Макаров, Сергей Михеев
Хормейстеры – Вера Давыдова, Ксения Кулакова, Дмитрий Брашовян
Режиссер – Мария Фомичева
Видео – Екатерина Мазухина, Мария Степанова

Оркестр, хор и солисты Детского музыкального театра имени Наталии Сац

Комментарии запрещены.