Скончался Леопольд Абрамович Гершкович

     С душевной болью и глубоким прискорбием сообщаем о кончине Заслуженного артиста России, Заслуженного деятеля искусств России Леопольда Абрамовича Гершковича, одного из корифеев российского музыкального театра для детей, стоявшего у истоков становления и развития нашего Детского Музыкального театра и прослужившего в нем с 1967 года по настоящее время…

Еще во время учебы в Московской консерватории им. П.И. Чайковского он стал работать хормейстером и дирижером в Музыкальном драматическом театре в городе Красноярске, а по окончании Консерватории (1957 г.) стал главным дирижером Московской гастрольной оперы Росконцерта. Уже выпускник аспирантуры (1963 г.) по приглашению самой Наталии Сац он пришел в практически только что созданный ею театр и не один десяток лет оставался принципиальной, знаковой, определяющей творческой фигурой. Военное детство, эвакуация в Казахстан, детское увлечение музыкой, скрипка, хор, училище, одержимость дирижированием, а потом – успехи, достижения, тернии и победы, пронизанные Творчеством и, конечно, Музыкой – для него единственным мерилом всего, Музыкой, которой он был беззаветно предан до конца своих дней… 

Редкий дар, прежде всего, именно Музыканта всегда особо принимался оркестром, оперой, балетом и хором, позволял прощать и, порой, дирижерскую резкость и горячность, и упорную непримиримость, и дотошность, поскольку его принципиальность, бескомпромиссность, готовность до последнего биться за верный штрих или интонацию, за понимание образа героя, стремление к музыкальному совершенству вплоть до поворота головы, убежденность в правоте и силе его театральной правды в итоге убеждали каждого – и отношением, и требовательностью (в том числе к себе), и, конечно, результатом… Великолепное образование, помноженное на абсолютный слух и глубокое понимание стиля композитора, архитрепетное и бережное отношение к композиторскому замыслу, оттачивание партий с солистами оперы, внимание к мелочам – таким был наш Леопольд Абрамович. А еще он умел быть искренним и задорным, непосредственным, как ребенок, заходящимся заливистым детским смехом… особенно, когда работа спорилась и что-то получалось, компанейским собеседником и интересным рассказчиком. Но, безусловно, одна из особенных и отличительных его профессиональных черт – кропотливейшая работа с солистом. Ни время, ни обстоятельства, ни уговоры – ничто, кроме качества, не могло убедить его в готовности солиста к выходу на сцену – и длиться это могло и долго, и упорно, но он гранил актерский алмаз по известному ему рецепту и вел его к известной ему цели. При этом он не был в «шорах собственного величия и опыта», работал как с бывалыми солистами, так и с только-только пришедшими… А опыта, в том числе и преподавательской деятельности, профессору Гершковичу было, естественно, не занимать, ведь он воспитал многих и многих выпускников как Академии хорового искусства, так и ГИТИСа, будучи педагогом кафедры режиссуры и мастерства актера музтеатра.

Работа, проведенная Леопольдом Абрамовичем в нашем театре за почти 60 лет, огромна. Первоклассный музыкант, замечательный дирижер, филигранный мастер –  он многие годы был, безусловно, связан не только с оркестром театра, но неизменно дарил свое сердце и балету, и, конечно, солистам оперы и артистам хора. Трудно представить, скольким количеством спектаклей продирижировал Маэстро, больше половины из которых он подготовил и как музыкальный руководитель, часть как постановщик, часть и как первооткрыватель… «Женитьбу» А. Гречанинова, например, возродил для музыкального театра мира из небытия именно Леопольд Абрамович… Наша эталонная «Мадам Баттерфлай» Наталии Сац… «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Жар-птица», «Щелкунчик» во всевозможным его вариантах, конечно же, легендарная «Синяя птица» Саца-Раухвергера… А как забыть, что были «Винтовка и сердце» В. Яковлева, «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Джунгли» Ш. Чалаева, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Левша» А. Александрова, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Отважный трубач», «Время таять снегам» и «Снежная королева» А. Флярковского, «Три толстяка» В. Рубина и «Чудесный клад» Б. Ямпилова, «Шапка с ушами» Э. Хагагортяна, «Царевна-лягушка» И. Якушенко, «Белоснежка» Э. Колмановского… Балеты «Алые паруса» В. Юровского, «Золушка» С. Прокофьева, «Капитанская дочка» Т. Хренникова, «Коппелия» Л. Делиба, «Негритенок и обезьяна» Л. Половинкина, «Ящик с игрушками» К. Дебюсси и многое-многое-многое другое… И до последнего, будучи одним из самых опытных в театре, он выходил к дирижерскому пульту, всегда трепетно и уважительно стремясь передать самому искреннему зрителю самый совершенный в мире язык – язык Музыки!

Невозможно было не восторгаться его элегантностью и мужской статью, подтянутостью и собственным стилем, профессиональной формой и влюбленностью в дело Наталии Сац, в наш театр – театр, в котором Леопольд Абрамович прожил прекрасную насыщенную творческую жизнь, театр, который сегодня, безусловно, осиротел, потеряв одного из своих «столпов», неизменных участников его истории, жизни и славы, театр, в котором каждый был знаком с Маэстро, в котором останутся его почитатели, поклонники и друзья, которые никогда его не забудут… Светлая память! 

Прощание с Леопольдом Абрамовичем состоится в Театре имени Н.И. Сац в среду, 21 февраля с 10.00

Комментарии запрещены.