Человек с ружьем

В Театре им. Сац рассказали об охоте на лис

В Москве никогда не шла опера чешского классика ХХ века Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки», что удивительно, поскольку в Европе она относится к числу самых популярных. Но историческая несправедливость была восстановлена – в Детском музыкальном театре им. Сац Георгий Исаакян поставил спектакль «Лисичка. Любовь.»

Опера Яначека – это рассказ о Лисичке, плутовке, забияке, смутьянке, красотке. Она у Яначека (а вслед за ним и у Георгия Исаакяна) – и хищница, охотящаяся за курами, и девушка, в которую все влюблены. Она и мечта, и воспоминание. Это вечно рыжая молодая женщина, судьба которой – отражение жизни. Появилась на свет – любопытна ко всему. Попала в неволю – вырвалась. Влюбилась – воспитала детей. И вот уже дети делают свои первые шаги. Леош Яначек написал свою оперу уже в зрелом возрасте. И, как говорят историки, произошло это в пору его трагической любви к молодой женщине. Это удивительно откровенное сочинение мудрого, несчастливого и очень нежного человека, ранимого, страстного, обидчивого, умеющего увидеть и запечатлеть красоту…

На афише стоит маркировка «12+». Это довольно взвешенная история – без иллюзий и нравоучений. Сколок жизни. Никто не обещает, что все будет хорошо, а рассматривает повседневность в полноте ее проявлений, где нежность и любовь, ревность и ярость, обиды и прощение, убийство и смерть не являются чем-то исключительным. Браконьер каждый день убивает зверей. И лисы каждый день умирают.

В спектакле смерть героини – почти бытовой эпизод. Вот только что бегала, дразнила охотника, уворачивалась от выстрелов, дерзкая, хитрая, а от одного выстрела не увернулась. Упала. Умерла. Для ее семьи – это трагедия, но внешняя жизнь течет своей чередой: подошел браконьер, поднял лисью тушку, отнес невесте в подарок. И вот уже женщины в деревне судачат о новой муфте.

В мире, сотворенном Георгием Исаакяном и художниками Филиппом Виноградовым и Валентиной Останькович, есть сцена без кулис. Нас как бы допустили в ту часть театра, где можно разглядеть едва уловимую грань между миром реальным и вымышленным. Все открыто, все на виду. Вот выходят одетые в черное трико артисты хора. Между нами пробегает рыжая девушка в оранжевом платье, подсаживается к люку в помосте, достает обручи с ушками – заячьими, беличьими, барсучьми… Примеряет. На наших глазах рождается персонаж. Артисты хора выносят цветные полотна ткани, зеленые, голубые, расстилают их на помосте, и вот перед нами озеро на лесной поляне.

Весь спектакль сделан именно так — на открытом театральном приеме, на внутреннем человеческом принятии того, что события и вехи жизни, как декорации на сцене, сменяются друг другом безо всяких сантиментов, в точно отведенную для этого пору. Это спектакль романтика, который вынужденно стал мудрецом, для тех, кто уже знает, что такое потери, страх за близких и оттого любит еще отчаянней.

Аглая Тихановская

Комментарии запрещены.