Барочная весна в Театре имени Наталии Сац

Театр имени Наталии Сац, ставший под управлением режиссера Георгия Исаакяна одним из центров барочной культуры в Москве, приготовил любителям старинной музыки необыкновенный подарок: цикл спектаклей, поставленных по раритетным партитурам. Режиссером всех постановок стал Георгий Исаакян, один из главных пропагандистов старинной музыки в России. «Удивительным образом первые образцы оперы как жанра явились величайшими ее вершинами, которые и четыреста лет назад, и сегодня вызывают восхищение, – говорит он. – Сегодня мы хотя бы на секунду пытаемся прикоснуться к музыке, где еще остались какие-то следы вечности, потому что только в ней можно найти хоть какое-то оправдание своего бытия. Мы есть разорванные существа на планете, и музыка, музыка Ренессанса и Барокко, является тем, что может сшить эту разорванность».

Г.Ф. Гендель
«Альцина, или Волшебный остров»
28 февраля и 25 апреля

altsina001

«Альцина, или Волшебный остров» Георга Фридриха Генделя – одна из прекраснейших опер барокко. Посреди океана скрыт остров волшебницы Альцины. Любого путника, попавшего сюда, она превращает в камни, деревья, животных и цветы. И только рыцарю Руджеро удается избежать этой участи. Великая волшебница влюбляется в него. Покинутая невеста Руджеро Брадаманта бросается на его поиски. Череда любовных наваждений, ревность, обиды, клятвы и прощения – причудливые повороты сюжета разворачиваются на сцене, звучат восхитительной, идеальной музыкой.

К. Монтеверди
«Орфей»
4, 5 марта
13, 21 и 22 апреля

orfei001

«Орфей» Клаудио Монтеверди – одна из первых опер, которые в принципе были написаны, и относится она к эпохе даже не барочной, а до-барочной музыки. «Каждый раз, размышляя об опере «Орфей» Клаудио Монтеверди, я удивляюсь и поражаюсь силе человеческого гения, – говорит музыкальный руководитель и дирижер спектакля Валерий Платонов. – Как, каким непостижимым образом Монтеверди, создавая один из первых образцов нарождающегося оперного жанра, умудрился достичь такой степени совершенства, такой глубины и стройности! Здесь есть все, или почти все, что в последующие 400 лет находило свое продолжение и дальнейшее развитие в великих оперных творениях. В этой опере с высочайшей художественной убедительностью претворено начало, образующее сущность классической оперной драматургии, – правда чувств и драматизм внутреннего мира человека, выраженные на возвышенном и волнующем языке музыки. Многие открытия ХХ века в области музыкального языка и драматургии корнями своими уходят в стиль Монтеверди. Музыка его и сегодня звучит современно и актуально. Вот уж поистине – шедевры рождаются на небесах!». Спектакль, поставленный режиссером Георгием Исаакяном и художником Ксенией Перетрухиной, идет в Ротонде театра. Но прежде, чем попасть туда, зрители оказываются в полностью измененном фойе: свет приглушен, на полу советская ковровая дорожка, цветы в кадках, какие раньше стояли в учреждениях. Что это за дорога? Куда она ведет? На все эти вопросы публика получает ответы на самом спектакле, который становится глубоким, негромким, пронзительным разговором о течении времени и невозможности вернуться назад и хотя бы что-то изменить.

Х.И. Де Поланко
«Любовь убивает»
6 марта и 23 апреля

lyubovi001

В этот день на Большой сцене (зрители здесь сидят в амфитеатре, выстроенном на самой сцене) сыграют первую дошедшую до нас испанскую оперу-сарсуэлу композитора Хуана Идальго де Поланко на либретто Педро Кальдерона де ла Барка «Любовь убивает». Страстная, изысканная музыка, пронизанная испанскими ритмами, стала здесь основой для спектакля о свойствах любви, ее опасностях, причудах и бесконечной власти над людьми и богами. Прикосновение к этому произведению сродни открытию Атлантиды. Более трехсот пятидесяти лет в толще европейской оперной культуры скрывалось необычное, феноменальное явление под названием «барочная сарсуэла». Сегодня мы знаем сарсуэлу как наивный и легкий народный жанр «песенного театра с диалогами», некий испанский извод парижской и венской оперетты. Но жанр сарсуэлы, возникший в XVII веке при дворе испанских королей, являет собой искусство совсем иного, высочайшего толка. Безусловно опирающаяся на открытия итальянских создателей “drama per musica”, опыты композиторов Эмилио де Кавальери, Якопо Пери и Клаудио Монтеверди, испанская опера-сарсуэла в той же мере есть дитя великого испанского барочного театра, театра Лопе де Вега, Мигеля де Сервантеса, Лопе де Руэда, и, конечно, самого Педро Кальдерона де ла Барка. Вобравшая в себя ритмику и энергию испанской танцевальной музыки и возвышенность католических хоралов, опирающаяся на античные мифы в преломлении испанского сознания «долга и чести», барочная сарсуэла столь непохожа на привычные нам барочные оперы Г.Ф. Генделя и В. Вивальди, полна такой силы и магии, что остается только сожалеть, что развитие ее прервалось столь рано и столь внезапно – вместе с традицией всего великого испанского театра.

Эмилио де Кавальери
«Игра о душе и теле»
24 апреля

igra001

Старинная опера итальянского композитора Эмилио Кавальери, написанная в 1600 году, впервые поставлена на театральной сцене в России на русском языке именно в Театре имени Наталии Сац. Либретто Агостино Манни перевел автор идеи и проекта Алексей Парин. Всю красоту средневековой музыки представляет знаменитый английский музыкант Эндрю Лоуренс Кинг. «Игра о душе и теле» – это рассказ о жизни человека от рождения до смерти. Здесь действуют аллегорические персонажи – Благоразумие, Наслаждение, Время, Мир, Ангелы, Разум и другие воплощения сил, ведущих человека по жизни. Душа и Тело живут в постоянной борьбе – Тело соблазняют земные утехи, а Душа тянется к Небу. Роль Тела исполняют несколько актеров, чтобы наглядно воплотить взросление человека, а Душа, сопровождающая Тело в земных странствиях, остается неизменной, что говорит о ее божественной природе. «Cпектакль «Игра о Душе и Теле», первую оперу в истории человечества, оперу, которая была написана как разговор человека ни много ни мало с Богом, нам показалось очень важным сделать как камерный, интимный разговор, когда — глаза в глаза с артистом, когда рукой можно дотянуться, когда невозможно скрыть ложь, – рассказывает режиссер спектакля Георгий Исаакян. – Потому что на эту абсолютно «несовременную» спустя 400 тему — тему духовного пути человека — можно говорить только так: в непосредственной близости друг от друга, то есть в пространстве Малой сцены».

Comments are closed.