90 лет со дня рождения Виктора Михайловича Яковлева

Сегодня 90 лет со дня рождения Виктора Михайловича Яковлева – первого Главного дирижера Детского музыкального театра, соратника Наталии Сац, музыкального руководителя основанного ею театра, фактически вместе с ней создавшего его репертуар, славу и признанный высочайший уровень. Легендарный дирижер, Музыкант до мозга костей, профессионал, в том числе эталонного уровня отношения к делу и людям, творец и созидатель, вложивший талант и душу в дело всей его жизни… Время неумолимо, но память и история предыдущего до сих пор наполнены теплом и талантом первых и как незыблемый фундамент позволяют и сегодня с гордостью говорить о первом и единственном в мире профессиональном театре оперы, балета и симфонической музыки для юных… Спасибо Вам за это, дорогой Виктор Михайлович! Низкий Вам поклон!

Из книги Наталии Сац «Новеллы моей жизни»:
 
«Руководителем кафедры дирижеров в Московской консерватории в то время был Лео Гинзбург. В молодости он был одним из трех дирижеров Московского театра для детей. Отношения у нас сохранились добрые. Узнаю, что именно тогда, когда мы остались без дирижера, в Большом театре проходит конкурс. Уже на третьем туре — любимый ученик Гинзбурга — Виктор Яковлев.
 
— Познакомите?
 
— С радостью. Он совсем другой породы, чем тот, кого вам навязали. Ясный, талантливый, если скажет «да», то двуличничать не будет.
 
Невысокий, но очень пропорционально сложенный Виктор Яковлев понравился мне с первого взгляда. Два года был он главным дирижером в Казахском симфоническом оркестре, срочно вернулся в Москву, так как сын его тяжело заболел. Сам Виктор Яковлев тоже поверил в перспективы задуманного мною дела. Он оказался эрудированным музыкантом, талантливым дирижером, к тому же с детства приобщенным к театру. Есть главный дирижер в нашем Музыкальном театре!
Вскоре уже говорила сладостное «МЫ».
О В.М. Яковлеве пишет и заслуженная артистка России О.Ю. Толоконникова:
 
29 марта 2023 года исполнилось бы 90 лет ВИКТОРУ МИХАЙЛОВИЧУ ЯКОВЛЕВУ, народному артисту РСФСР, главному дирижеру МГАДМТ (ныне носящего имя своего основателя – Наталии Ильиничны Сац). «Не было бы Яковлева – не было бы театра!» – так всегда говорила Наталия Ильинична. И действительно: молодой, основанный в 1965 году театр на самом раннем этапе своей жизни мог просто прекратить существование из-за отсутствия дирижеров должного уровня. А Наталии Ильиничне нужен был не просто высококлассный профессионал – ей нужен был сподвижник, поверивший в перспективу задуманного ею дела, нужен был дирижер, понимавший театр, воспринимавший его как единый организм, в котором все компоненты неразрывно связаны в единое целое. Таким человеком и оказался Виктор Михайлович Яковлев. За время работы в театре им, как музыкальным руководителем, были созданы спектакли, воспитавшие не одно поколение слушателей: «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Город мастеров», «Сестры», «Сказка о потерянном времени», «Моя мама», «Максимка», «Волшебная музыка», «Мастер Рокле», «Джунгли», «Наследство», «Винтовка и сердце» – вот что приходит на память, говоря о его театральной деятельности (не считая многочисленных репертуарных театрализованных концертов и симфонических программ). Это были не спектакли-«однодневки», которыми так грешат современные театры. Нет! Все эти спектакли были созданы на годы и десятилетия, им в течение многих лет рукоплескала публика во многих городах и странах, и на некоторые из них уже выросшие «вчерашние» зрители приводили своих детей!
 
Закончив Свешниковское училище, он поступил в 1952 году в Московскую консерваторию, сначала – как дирижер-хоровик. Но через два года, поняв свое истинное предназначение, заново поступил на первый курс факультета оперно-симфонического дирижирования. В 1957 году молодому музыканту было предложено продолжить образование в Лейпцигской консерватории, которую он окончил с отличием в 1959 году. После окончания аспирантуры до 1965 года был главным дирижером Казахского Государственного симфонического оркестра (город Алма-Ата). С 1966 года Виктор Михайлович – дирижер, а с 1967 года – главный дирижер МГАДМТ, служению которому он посвятил всю оставшуюся жизнь, невероятно яркую, наполненную неиссякаемой творческой энергией, хотя и очень короткую (неполные 54 года – что это за возраст для дирижера!).
 
Виктор Михайлович был невероятно требователен к себе и по-настоящему профессионально требователен к артистам. Авторитет его как музыканта и руководителя был необычайно высок. Беря в работу либо оперу, либо симфоническое произведение он вел детальную проработку музыкального материала с певцами и музыкантами оркестра. Виктор Михайлович всегда был на уроках, занимался с певцами подробнейшим образом, работая над вокальной и музыкальной составляющей. Он знал наизусть весь нотный и словесный текст опер, присутствовал на постановках спектаклей с первых дней репетиций и, как маленького ребенка, растил, вдохновлял своей необузданной энергией каждый новый спектакль в процессе его создания.
 
Вся работа Виктора Михайловича в театре неразрывна была связана с композиторами-современниками. Владимир Рубин, Эдуард Колмановский, Яков Солодухо, Дмитрий Кабалевский, Борис Терентьев, Александр Чайковский, Марк Минков, Ширвани Чаллаев – вот неполный перечень композиторов, чьи произведения получили долгую жизнь в театре благодаря дирижеру Яковлеву. Будучи великолепным знатоком оркестра и блистательным мастером инструментовки, обладая при этом безупречным театральным чутьем, Виктор Михайлович становился для многих композиторов сподвижником, добрым советчиком, а порой — и соавтором. Не все знают, что автором искрометной инструментовки спектакля «Белоснежка» является дирижер Яковлев, а в спектакле «Максимка» предложенный автором музыкальный материал был «скомпонован» Виктором Михайловичем в единое театральное «целое», затем инструментован, а потом ко всему произведения им же была написана увертюра. Да, Виктор Михайлович не был композитором де-юре, однако «мощная» музыкально-теоретическая база, многолетний опыт композиторской работы с современными авторами, абсолютное знание оркестра, вокальной технологии, в конце концов, личный талант – всего этого «с головой» хватило для создания собственной оперы. Таковой стала «Винтовка и сердце» по мотивам пьесы Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» (1980 год).
 
Мануальная дирижерская техника Виктора Михайловича была безупречна, и это касалось передачи оркестру и вокалистам характера музыки, смысловой и эмоциональной составляющей каждого музыкального эпизода. Яковлев обладал уникальной способностью убеждать аргументированно, профессионально, часто с юмором, а артисты, совершенно уверенные в собственной самостоятельности, делали то, что нужно было «мягкому дирижеру-диктатору». Помимо же творческой составляющей, Виктор Михайлович вел грандиозную административную деятельность как главный дирижер. Он знал абсолютно каждого солиста оперы и артиста оркестра, его возможности и перспективы, занимался развитием оперной труппы и растил молодых музыкантов. Он часто присутствовал на спектаклях других дирижеров и затем подробно беседовал с коллегой, делясь своими впечатлениями, а порой был резок и непримирим, если видел и слышал очевидные промахи, недочеты и явные ошибки. Он был категорически против, когда на один и тот же спектакль, по аналогии с назначением нескольких составов солистов, назначалось и несколько дирижеров! «У спектакля должен быть один музыкальный хозяин!» – всегда говорил он. Поэтому спектакли дирижера Яковлева всегда были прекрасно и качественно исполнены и являлись всякий раз настоящим событием. А все солисты и музыканты чувствовали свою бесконечную ответственность перед своим Маэстро. За все годы службы театру не был отменен ни один спектакль дирижера Яковлева.
 
Виктор Михайлович безумно любил свой театр, служил ему как истинный рыцарь, работал, не жалея сил и сердца! И он навсегда останется Первым и Главным дирижером МГАДМТ имени своего соратника и сподвижника – Наталии Сац!
Вспоминает педагог театра З.Д. Мясникова:
 
В этот день хочется вспомнить с каким теплом и вниманием относился наш первый главный истинно детский, дирижер ко всем сотрудникам театра, вне зависимости от положения.
И это удивительное соединилось с нежностью и уважением к композитору, согревая его дирижерскую палочку в эмоциональном звучании оркестра. Перед нами  разливалось море во всей глубине чувств и переживаний, с увертюрой входил корабль Георгий Победоносец.
А мы уже были его команда с билетерами, не усидевшими за дверью и распахнутыми глазами юных слушателей, зал был согрет и готов к плаванию. Каким удивительным мастерством и любовью к зрителю владел  Виктор Михайлович, словно слышал биение сердечка каждого. Радовался как ребенок,когда вместе с ними очень легко улетал в ту или иную историю , и огорчался, когда вез тяжелый груз. Но никогда не обижался. Сегодня нам всем было сложновато, но мы справились. И, конечно, в этот день вспоминаются наши дни рождения, где всем было уютно и тепло.
Отмечали в макетной, среди макетов спектаклей нашего театра. Это было в подвале и каждый желающий был желанным гостем. Виктор Михайлович уже написал и поставил вместе с Ксенией Борисовной Осколковой( они были влюблены в произведение Михаила Светлова) свою оперу-мечту » Винтовка и сердце», наполненную  любовью, светом и дивными лирическими мелодиями, незабываемыми дуэтами и ансамблями в трогательном до слез исполнении исполнении артистов нашего театра ( В. Барского, С. Бодровой, Г. Пискунова, Л. Петровичевой, Н. и В. Ивиных, С. и С. Калгановых, Н. Петренко…)
Была Весна и были все немного влюблены.
И еще один необычный День рождения на гастролях в Ленинграде перед репетицией концерта в филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
Накануне мы с Наталией Ильиничной спешили в наш любимый магазин «Ноты» 
на Невском проспекте, не замечая луж и неубранных улиц, обсуждали наш подарок и он ждал, перед нами стоял во всей красе набор пластинок  С.С. Прокофьева балета «Золушка».
А на следующий день за завтраком в ресторане  в большой компании иностранцев был подарен.
В этот день завтрак для всех стал праздничным!
Из книги В. Викторова «Наталия Сац и Детский музыкальный театр»:
 
«…В течение двадцати лет с лишним главным дирижером театра являлся Виктор Михайлович Яковлев, который именно за эту деятельность был удостоен звания заслуженного, а затем народного артиста! РСФСР. В. М. Яковлев закончил Лейпцигскую консерваторию, а позже — аспирантуру в Московской консерватории и до прихода в те-атр возглавлял симфонический оркестр в Казахстане.
 
При внешней сдержанности, которая тем, кто его не знал, могла показаться холодностью, он за пультом был очень эмоциональным, крепко держал в руках все нити, темпы, ритмы, сам пульс оперного действия.
 
Будучи музыкальным руководителем театра, Виктор Михайлович работал в полном контакте с Наталией Ильиничной.
 
Главное, чего она добивается от нас, — говорил он мне, — соответствия музыки содержанию произведения. Сюжет должен раскрываться действенностью музыки и действенностью слова. Наталия Ильинична всегда следит за тем, чтобы ни внешний рисунок, ни внутреннее наполнение образа не шли вразрез с музыкой.
 
В Яковлеве, — говорил мне Э. Колмановский, — меня всегда подкупала его преданность своему делу. У него не было никаких колебаний и сомнений в необходимости Детского музыкального театра, с первых же дней он поверил в его будущее и работал четко, спокойно, уверенно.
 
Композиторы, с которыми соприкасался Яковлев, отмечают, что его дружеские советы и критические замечания улучшали партитуру.
 
Очень одаренный музыкант, — говорил о нем Борис Терентьев, — человек с художественным, театральным чутьем, с чутьем оперной музыки. Он легко схватывал мысли композитора, развивал их, углублял, находил хорошие исполнительские штрихи. Технически он был очень оснащен, обладал приятными дирижерскими жестами.
 
Мне удивительно повезло, — говорил Ширвани Чапаев, — я попал в добрые руки. Я впервые видел дирижера-друга, а не врага, — шутит он. — Яковлев отнесся к моей партитуре с уважением, пониманием, с любовью, он дирижировал с удовольствием, это чувствовалось по его экспрессии. Он стремился дать мобильное ощущение звукового мира, стремился к тому, чтобы каждый звук был содержательным, старался дать насыщенную музыкальную информацию, повысить «коэффициент полезного времени». Музыка может не нравиться, но не слушать ее невозможно…»

Комментарии запрещены.